Досье на контрагента

Когда нужно собирать сведения о бизнес-партнере? При установлении новых деловых связей, перед приобретением дорогостоящего актива или крупной сделкой? Не только. Если неуклонно следовать действующему законодательству, то досье на контрагента требуется субъекту бизнеса для каждого случая.

Проверить собственника бизнеса

 

Зачем нужно досье?

Проверить контрагента в Воронеже

Информированность о контрагенте решает три важные задачи:

  • проверка на благонадежность – оценка риска конкретной сделки и перспективы сотрудничества с контрагентом;
  • проявление должной осмотрительности налогоплательщика;
  • избежать банковской блокировки счета ввиду сотрудничества с компрометирующим контрагентом.

 

Проверка контрагента на благонадежность

Получить информацию о партнере

Объективность в деловой оценке вашего партнера позволит определить цели, продолжительность и эффективность сотрудничества. Важно понимать реальную экономику контрагента, составляющие его успеха или слабости, долговую нагрузку, репутацию на рынке, проблемы у лиц, принимающих решения. При сборе досье особое внимание уделяется поиску негативной информации о компании и владельце: кредитные и личные долги, судебные иски, взыскания и залоги на имущество, негативная информация криминального характера. Без оценки всех факторов входить в конкретную сделку опасно финансово и репутационно.

 

Пример: ООО «Успех» продавало здание склада по цене ниже рынка. ООО «Удача» заинтересовалось выгодным предложением, быстро подписало договор и перечислило 50% в счет будущей сделки. На момент сделки собственник ООО «Успех» привлекался по уголовному делу за мошенничество, и на следующий день деньги на счете фирмы и склад арестовало следствие. ООО «Удача» осталось без склада и без денег, суды с ООО «Успех», равно как и расследование уголовного дела займут месяцы.

Вывод: ООО «Удача» не проверило на благонадежность собственника контрагента и не оценило его персональные риски.

ВАЖНО! Проверять компанию обязательно, если:

  • сторона просит предоплату;
  • это договор с новым партнером;
  • контрагент из другого региона;
  • сумма договора существенна для вас;
  • вторая сторона предлагает за услугу (товар) платить частями.

 

Проверка контрагента во избежание проблем с налоговыми органами: должная осмотрительность

Собрать досье на собственника бизнеса

В налогообложении компания-покупатель сталкивается с отказом возмещения НДС. ФНС России в качестве основания часто указывает отсутствие экономического источника для возмещения налога: если продавец не уплатил налог в бюджет, покупателю его не возместят. Но имеется еще один блок параметров — признаки неблагонадежности должника: минимальное количество сотрудников, отсутствие материально-технической базы, номинальность руководства и прочее. Их устанавливают путем предварительной проверки контрагентов. Если в результате сделки с заведомо неблагонадежным партнером пострадал бюджет государства, налоговая или суд четко установят, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность. Будет не только прямой финансовый риск в виде потери суммы невозвращенного налога, но и вероятное возбуждение уголовного дела по ст. 159 УК РФ (мошенничество) за попытку незаконного возмещения НДС.

Эта норма нашла отражение в Определении Верховного Суда РФ от 14 мая 2020 года по делу № А42-7695/2017, где суд дал правовую оценку стандарту осмотрительного поведения: при выборе контрагента участники деловых отношений должны руководствоваться не только условиями сделки, но и деловой репутацией партнера.

Так же см. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды”

 

Досье на контрагента во избежание претензий банков

Блокировки расчетного счета по ФЗ 115

Кредитные учреждения с 2001 года внимательно следят за клиентами в рамках закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ, который в бизнес-среде называют “антиотмывочным”.

Но с 1 июля 2022 года Центробанк ввел новый сервис для оценки клиентов кредитных учреждений, так называемый «светофор». Регулятор разделил всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — на три группы риска.

  • Зеленый – благонадежная компания, не замеченная в сомнительных операциях;
  • Желтый – фирма или ИП замечены в единичных сомнительных операциях (операции будут частично ограничены);
  • Красный – явные участники обналичивания, транзита, фирмы-однодневки или номинальные ИП (операции будут заблокированы, открыть счета в других банках будет невозможно).

В случае, если компания попадает в зону риска, банк обязан запросить документы и принять ограничительные меры, вплоть до блокировки операций по счету. Существуют законодательные критерии, по которым компанию или ИП относят в желтую или красную зону. Среди них отдельно выделено сотрудничество с подозрительными фирмами. Если провести операцию с контрагентом красного или желтого цвета, то соответствующий окрас гарантирован, даже если у вашей компании все характеристики до этого были только положительные.

Возможные последствия такой операции:

  • Запрос банка с требованием обосновать существо операции с приобщением подтверждающих документов;
  • Блокировка банковского обслуживания фирмы до проведения комплексной проверки. Вам придется подробно изложить информацию о деятельности фирмы, основных контрагентах и обосновать законность и чистоту финансовых операций;
  • Требование банка закрыть счет.

Стопроцентные сложности при открытии счета в другом банке, а невозможность ведения расчетного счета – прямой путь к закрытию бизнеса.

Исходя из изложенного, настоятельно рекомендуем проверять контрагентов во избежание негативных последствий Центробанка и коммерческих банков.

 

Что входит в досье на контрагента

Досье на контрагента

В досье должна быть информация по следующим позициям:

  • Регистрационная информация: наименование, ИНН, ОГРН, размер уставного капитала, дата регистрации, собственники, руководители, заявленные виды деятельности.
  • Реальный собственник (может отличаться от указанного при регистрации).
  • Сведения о номинальном и реальном собственнике: действительность данных о личности, наличие исполнительных листов, долгов по налогам, сведений о дисквалификации, судебных исков, в том числе о банкротстве, наличие судимостей или фактов привлечения к уголовной или административной ответственности.
  • Повышенное внимание обращается на наличие негативной информации о бенефициаре, так как его личные проблемы могут напрямую отразиться на благополучии бизнеса.
  • Рекомендуется указанные сведения собирать по супруге (супругу) собственника.
  • Сведения о руководителе: по аналогичному выше перечню.
  • Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: наличие офиса, сотрудников, материально-технической базы, иных активов, логистики, показатели отчетности.
  • Платежеспособность: долговая нагрузка, налоговые и текущие задолженности, кредитная история.
  • Анализ сведений о судебных исках, поданных компанией и поданных на компанию.
  • Кстати, наличие арбитражных исков косвенно подтверждает реальность бизнеса, но значительное количество споров говорит о проблемности контрагента.
  • Нахождение в списках недобросовестных поставщиков (подрядчиков).
  • Нахождение в списках неблагонадежных клиентов банков и Росфинмониторинга.
  • Сведения о блокировках банковских счетов.
  • Качество рекламы и позиционирование в публичных источниках.
  • Изучение отзывов клиентов, банков, партнеров и конкурентов.

Это далеко не полный список сведений, которые включаются в досье на контрагента. Наша компания соберет и иную информацию по желанию Заказчика.

 

Совет: проводите мониторинг контрагента

Деловая активность контрагента не закончится подписанием сделки с вами.

Не исключены форс-мажоры в бизнесе контрагента, персональные проблемы бенефициара, новые претензии фискалов, «внимание» правоохранительных органов и много чего еще. И поверьте, список горящих вопросов контрагент будет закрывать в приоритете, а вот войдут ли туда проблемы по вашему договору, вопрос открытый. Суть мониторинга в том, что раз в квартал/месяц/неделю, по согласованию с Заказчиком актуализируются сведения о контрагентах по перечисленным выше позициям. В итоге Заказчик получает возможность оперативно среагировать на негатив в делах контрагента, изменить модель отношений либо прекратить сотрудничество.

Вот минимальный перечень контролируемых в ходе мониторинга вопросов:

  • смена руководителя, изменения в уставном капитале и составе собственников, появление скрытого бенефициара,
  • изменения адресов и точек присутствия,
  • вывод основных средств,
  • изменения аффилированности собственника и руководителя (принадлежность к владельцам и руководству иных ЮЛ),
  • претензии со стороны ФНС России и иных надзорных органов,
  • списки неблагонадежных клиентов Росфинмониторинга и Центробанка («банковский светофор»),
  • включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков),
  • новые исполнительные производства по контрагенту и собственнику,
  • арбитражные суды контрагента,
  • контроль реестра банкротств (проверяется контрагент и аффилированные с ним лица),
  • изменения в кредитной нагрузке,
  • негативная информация по бенефициару.

На практике предлагается мониторить еще десяток-другой дополнительных позиций, которые дадут Вам полное представление по деловому партнеру.

 

ВАЖНО: Маркеры недобросовестности контрагента

Заказать досье на контрагента в Воронеже

  • наличие руководителя в списке массовых руководителей (признак номинальности),
  • регистрация по адресу массовой регистрации (признак номинальности),
  • неподтверждение со стороны ФНС адреса регистрации,
  • неподтверждение со стороны ФНС РФ сведений о руководителе (собственнике),
  • малый срок жизни фирмы (с момента регистрации),
  • отсутствие основных средств,
  • нахождение руководителя в списке дисквалифицированных лиц,
  • нахождение компании в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков),
  • наличие исполнительных листов на значительные суммы задолженности,
  • включение фирмы в список должников ФНС России,
  • наличие решений налогового органа о приостановлении операций по счетам,
  • текущая просрочка по кредитам,
  • подача арбитражных исков к компании ввиду не выполнения обязательств,
  • красный окрас по «банковскому светофору» (однозначный СТОП-ФАКТОР)!
  • нахождение в списках на неблагонадежных компаний либо пособников террористов на сайте Росфинмониторинга (однозначный СТОП-ФАКТОР)!

 

Источники информации для досье на контрагента

Собрать информацию о партнере

Мы настоятельно рекомендуем не принимать на веру документы и сведения, которые вам предоставляет контрагент. Эффективность и объективность будет тогда, когда вы сами соберете нужную информацию.

Способы сбора информации:

1) Интернет и публичные сервисы госорганов: ФНС РФ, ФССП РФ, Росфинмониторинга, Реестр банкротств, сайты судов.

2) Информационно-аналитические системы (ИАС), коих множество: СПАРК, “Контур”, Глобас, СБИС …….. Эти системы аккумулируют информацию из публичных официальных источников, которая потом выдается одним нажатием мышки, и не надо каждый раз заходить на сайты той или иной структуры (налоговая, ФССП, арбитражные суды, реестры поставщиков, залоговые реестры и т.д.).

Несмотря на, что информацию, которую выдают указанные агрегаторы ПЛАТНО, получается БЕСПЛАТНО на сайтах тех или иных структур, пользователь платит за систематизацию сведений, а также за удобство и оптимизацию поискового времени.

Примечательно, что ИАС при проверке выдают по запросам те сведения о юрлице, которые были предоставлены в госструктуры самим проверяемым юрлицом (адрес, численность персонала, отчетность и т.д.).

3) Технология OSINT: акцентированный сбор целевой информации из всех открытых источников. К сожалению, среднестатистическому пользователю интернета доступны поверхностные данные, но подготовленный специалист найдет в сети уникальные источники.

4) Платные закрытые специализированные базы. Самостоятельно, без должной подготовки, знаний и деловых связей воспользоваться ими невозможно.

5) Аналитические данные, получаемые посредством бизнес-разведки. Это то, что не увидит интернет и любая ИАС:

– фактический (не номинальный) собственник бизнеса,

– точки присутствия (не только юридический адрес): офисы, точки продаж, иная логистика,

– реальность бизнеса клиента,

– актуальная численность и функционал работников,

– характеристики, полученные от деловых партнёров,

– характеристики от банков,

– претензии правоохранительных органов и многое другое….

Для реализации планов по пунктам 3,4, 5 самостоятельно получить информацию не получится, это исключительная компетенция специалистов.

 

Кто подготовит досье на контрагента?

Собрать досье можно самому, но для этого придется потратить часы в интернете, купить доступы к базам данных и научиться пользоваться, попытаться проникнуть внутрь бизнеса контрагента альтернативными способами и при этом не нарушить закон.

Как правило, в компаниях перечисленные функции возложены на отделы безопасности, чья эффективность зависима от бюджета и компетенции.

Максимально возможную информацию о контрагенте помогут собрать те, кто этим занимается профессионально и на законных основаниях – это детективные агентства, специализирующиеся на бизнес-безопасности. Они обладают лицензированными сотрудниками, опытом, доступами к информресурсам, но главное их преимущество – кроме спецслужб, только детективы имеют право собирать информацию о юридических и физических лицах (Закон РФ от 11.03.1992 N2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности»). Заключение договора с таким агентством на условиях аутсорсинга позволит оперативно получать объективную информацию о контрагенте и принимать верные деловые решения.

Узнать информацию о контрагенте