Когда нужно собирать сведения о бизнес-партнере? При установлении новых деловых связей, перед приобретением дорогостоящего актива или крупной сделкой? Не только. Если неуклонно следовать всем новшествам действующего законодательства, выясняется, что иметь досье на контрагента требуется каждому субъекту бизнеса.

Зачем нужно собирать досье на контрагента?

На практике проверка контрагента позволяет решить две важных задачи:

  • минимизация деловых рисков;
  • проявление должной коммерческой осмотрительности налогоплательщика.

С первым пунктом все более или менее ясно – никто не хочет сотрудничать с явным мошенником или ненадежным партнером. На втором стоит остановиться подробнее.

Проверка контрагента во избежание проблем с налоговой

В области налогообложения любой покупатель товаров и услуг может столкнуться с отказом возмещения НДС. ФНС России в качестве основания часто указывает отсутствие экономического источника для возмещения налога. Проще говоря, если продавец не уплатил налог в бюджет, покупателю его не возместят. Однако, этот критерий не является решающим и безусловным. Еще один параметр – признаки неблагонадежности должника. К ним относятся: минимальное количество сотрудников, отсутствие материально-технической базы, номинальность руководства и прочее. Все эти признаки можно установить путем предварительной проверки контрагентов. Если в результате сделки с заведомо неблагонадежным партнером пострадал бюджет государства, суд четко установит, что налогоплательщик не проявил достаточную коммерческую осмотрительность. Серьезные санкции в этом случае будут неизбежны.

Эта норма нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 14 мая 2020 года по делу № А42-7695/20017, где суд дал правовую оценку стандарту осмотрительного поведения. Суть его в том, что при выборе контрагента участники деловых отношений должны руководствоваться не только условиями сделки, но и деловой репутацией партнера.

Досье на контрагента во избежание претензий банков

Кроме сложностей с налоговыми органами, могут возникнуть проблемы с банками.

Все кредитные учреждения уже много лет внимательно следят за деятельностью клиентов в рамках закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” от 07.08.2001 N 115-ФЗ, который в бизнес-среде называют “антиотмывочным”.

Но с 1 июля 2022 года Центробанк ввел новый сервис для кредитных учреждений России, так называемый «светофор». Регулятор разделил всех клиентов банков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – на три группы риска.

  • Зеленый. Благонадежная компания, не замеченная в сомнительных операциях
  • Желтый. Фирма или ИП были замечены в сомнительных операциях (операции будут частично ограничены).
  • Красный. Явные фирмы-однодневки или номинальные ИП (операции будут заблокированы, открыть счета в других банках будет невозможно).

В случае, если компания попадает в зону риска, любое кредитное учреждение может запросить документы и принять ограничительные меры, вплоть до приостановки любых движений по счету. Существует четкие законодательные критерии, по которым компания или ИП может попасть в желтую или красную зону. Среди них отдельно выделено сотрудничество с подозрительными фирмами. Исходя из изложенного, мы настоятельно рекомендуем производить проверку контрагентов во избежание негативных последствий от Центробанка и коммерческих банков.

Что входит в досье на контрагента

Сбор информации на юридическое лицо или ИП может производиться как из открытых, так и закрытых источников. Наша компания формирует досье на контрагента посредством анализа следующих основных позиций:

  1. Реальность бизнеса. Наличие офиса, сотрудников, достаточной материально-технической базы, других активов.
  2. Платежеспособность. Долговая нагрузка, налоговые и иные задолженности, кредитная история, наличие судебных и досудебных претензий.
  3. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия, ее анализ.
  4. Арбитражные процессы. Само по себе наличие арбитражных исков подтверждает реальность бизнеса, но большое количество споров говорит о проблемности контрагента.
  5. Сведения о руководителе и собственнике – его номинальность или реальность, характеристики как физического лица, наличие судимостей или привлечение к уголовной, налоговой или административной ответственности.
  6. Нахождение в списках неблагонадежных клиентов банков и Росфинмониторинга.
  7. Изучение отзывов клиентов, банков, партнеров и конкурентов.

Это далеко не полный список сведений, которые могут войти в досье на контрагента. Компания «Реальный результат» может собрать и иную информацию, которая потребуется клиенту.

При формировании досье на контрагента мы не ограничиваемся стандартными способами анализа информации из публичных и закрытых источников. Наши проверки контрагентов предполагают получение сведений детективными методами из области бизнес-разведки: наблюдение, инсайдерские источники, внедрение, тайный покупатель и т.д. Все действия производятся в рамках действующего законодательства.

Наша компания предоставляет услуги по сбору досье на контрагента только после подписания с клиентом договора. Это значит, что сведения, полученные в ходе проверки контрагента, могут использоваться заказчиком в дальнейшем в качестве документальных доказательств.